Ударные. Руководство пользователя

Ударные. Руководство пользователя


Всё про ударные инструменты


Разновидности ударных инструментов
 
Русские ударные инструменты делятся на два вида. Вид №1 - идиофоны, то есть инструменты, которые звучат сами по себе, без дополнительных приспособлений. К этой группе относятся пастушьи барабанки, ложки и другие самозвучащие инструменты. Вид №2 - мембранофоны, т.е. инструменты, создающие звук с дополнительной мембраной. В эту группу входят все разновидности русских бубнов.


Разновидности русских бубнов


В России получили распространение разные виды бубнов. Западнорусские и южнорусские типы бубнов (брянские, воронежские и др.) приспособлены под игру колотушкой - специальной деревянной битой округлой формы. Чаще всего эти инструменты больших размеров с дополнительным шумовым обвесом (тарелочки, бубенцы, колокольца). На Севере, Урале и в Сибири традиции игры на бубне смешанные. В этих регионах используется и колотушка и кистевая игра. Отдельная группа бубнов - казачьи (донские, терские и др.). Они приспособлены прежде всего под кистевую игру, без применения колотушки. Эти инструменты меньше по размерам, но так же оснащаются дополнительным шумовым обвесом. Традиционные русские бубны, как правило, оснащаются настроечным механизмом - дугой с металлическим затягивающим механизмом (ранее - деревянным ободом).

_____________


Настройка бубна 


Настройка бубна производится при помощи натяжения металлического обода, прижимающего кожаную мембрану к деревянной обечайке. Чтобы настроить бубен на нужную высоту необходимо равномерно вращать металлические барашки в одном направлении: по часовой либо против часовой стрелки.  


______________


Правила ухода за бубном


Бубен - инструмент капризный. Главным "нестабильным" элементом бубна является кожаная мембрана. Мембрана изготовлена из козьей шкуры, выделана старинным методом золения и отшлифована до необходимой толщины. Она крайне чувствительна к влажности воздуха. При повышенной влажности она растягивается, поэтому бубен приходится дополнительно подстраивать. При сухом воздухе кожа очень сильно сжимается и это может привести её к разрыву. Чтобы этого избежать рекомендуем держать мембрану слега ослабленной. Для повышения устойчивости к перепадам влажности мембрану рекомендуется периодически смазывать маслом или жиром. Для хранения инструмента обязательно используйте чехол или жёсткий кофр. Хранить инструмент рекомендуется в помещении с повышенной влажностью не превышающей 75%.


_______________


История русского бубна

краткая историческая справка




Традиция игры на бубне восходит к ранним дохристианским временам. Впервые бубен упоминается в древнерусских летописных источниках XII века (Повесть временных лет). Изобразительные, письменные и фольклорные источники свидетельствуют о широчайшей распространённости этого инструмента в русских традициях, в повседневной жизни и праздничной культуре. У этого инструмента было две основных сферы применения - обиходная (сопровождение песен, плясок, обрядов) и военная (сопровождение войсковых мероприятий, боевых действий). Активную роль в укреплении популярности этого инструмента внесли "весёлые", т.е. скоморохи - профессиональные артисты и музыканты древнерусского периода.

Со временем игра на бубне распространилась по всей территории России и приняла свои формы в каждой конкретной местности. На части территорий закрепилась традиция игры на бубне колотушкой - специальной деревянной битой, в части традиций применяется только игра на бубне рукой. Сам инструмент так же приобрёл разные местные черты, что отразилось на способах шумовой подзвучки инструмента (бубенцы, колокольцы, тарелочки и т.д.). До последнего времени в некоторых местах сохранялись и кустарные формы изготовления бубнов (например, Брянская и Воронежская области). Однако самыми распространёнными видами бубнов в России на протяжение XX века были инструменты артельного, а впоследствии, потокового фабричного производства. В народной музыкальной культуре бубен чаще всего выступает как ансамблевый инструмент, но изредка употребляется и как солирующий инструмент для сопровождения припевок, песен или пляски. В народной практике старинная игра на бубне сохранилась вплоть до настоящего времени. Наиболее яркие традиции сохранились в Воронежской и Брянской областях, в Западной Сибири, на Дону, Кубани и Тереке.    


Тексты: Мануфактура БалалайкерЪ. Любое копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения владельца.